Прием на работу инвалидов

Содержание

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Обеспечение конституционного права на труд граждан с инвалидностью — задача государственного значения, реализуемая службой занятости населения Санкт-Петербурга во взаимодействии с работодателями при участии органов исполнительной власти, местного самоуправления, социальной защиты, общественных организаций, представляющих интересы инвалидов.

Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов – это определение минимального количества рабочих мест для приема на работу инвалидов.

Квотирование рабочих мест входит в систему методов социальной защиты инвалидов, предусмотренную Конституцией Российской Федерации, нормами международного права, а также нормами права Российской Федерации и законом Санкт-Петербурга в сфере занятости, и проводится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.

Нормативные правовые акты Российской Федерации и Санкт-Петербурга:

  • Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • Закон Санкт-Петербурга от 27.05.2003 № 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге»;
  • Распоряжение Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 27.02.2014 № 40-р «О представлении информации по квоте».

Квота — это минимальное число рабочих мест, которые работодатель обязан создать (выделить) для трудоустройства инвалидов, при этом в счет квоты включаются и рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории.

Квотировать рабочие места обязаны работодатели, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Размер квоты для приема на работу инвалидов в Санкт-Петербурге устанавливается в соответствии со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 № 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге».

Для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2,5% к среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Внимание!
В феврале 2018 года законом Санкт-Петербурга от 07.02.2018 № 55-12 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О квотировании рабочих мест в Санкт-Петербурге» были внесены существенные изменения по исполнению обязанности квотирования рабочих мест работодателями Санкт-Петербурга.

Выполнение работодателями квоты может осуществляться следующими способами:

1) заключение договоров с частными агентствами занятости, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в Российской Федерации вправе осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала), о направлении временно работников частных агентств занятости из числа инвалидов в организации, выступающие в качестве принимающей стороны;

2) заключение соглашений об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места в другой организации;

Примерное соглашение об организации рабочих мест для трудоутройства инвалидов

3) создание совместных рабочих мест в счет установленной квоты по договоренности между несколькими работодателями.

Выполнением квоты в соответствии с частью первой настоящей статьи считается трудоустройство в организации инвалидов на все созданные (выделенные) рабочие места, подтвержденное заключением трудовых договоров.

Права работодателей

Замещение вакантных рабочих мест, выделенных в счет установленной квоты, возможно, если инвалид самостоятельно обратился за получением рабочего места; работодатель воспользовался государственной услугой в подборе необходимых работников, обратившись для этого в службу занятости населения Санкт-Петербурга и служба занятости направили потенциального кандидата на вакансию.

Подобрать работника-инвалида возможно и в рамках участия в ярмарках вакансий, которые проводят для людей с инвалидностью.

Трудоустройству подлежат инвалиды, имеющие трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации.

Отказ работодателя в приеме на работу безработного, направленного службой занятости по квоте, должен быть мотивирован и обоснован в письменном виде в направлении на работу по квоте, предъявленном безработным.

Работодатель вправе запрашивать и получать от органа службы занятости информацию, необходимую для создания или выделения рабочих мест в счетустановленной квоты.

Дополнительные возможности создания специальных рабочих мест

В целях содействия работодателям в создании рабочих мест, в том числе с целью выполнении законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, службой занятости населения Санкт-Петербурга предусматривается выделение финансовых средств в виде субсидий на возмещение расходов работодателя по созданию, модернизации рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге, на мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, на образование и подготовку инвалидов.

Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, осуществляющим свою деятельность на территории Санкт-Петербурга.

Всю необходимую информацию по данному вопросу можно найти по ссылке «Работодателям. Создание и модернизация рабочих мест для инвалидов»

Обязанности работодателей

Работодатели должны создать (выделить) рабочие места для трудоустройства инвалидов, принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах.

Ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Данная информация представляется работодателями, осуществляющими деятельность на территории Санкт-Петербурга, в Агентства занятости населения районов Санкт-Петербурга Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» по месту регистрации работодателей ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме, утвержденной Распоряжением Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 27.02.2014 № 40-р «О представлении информации по квоте». Форма размещена на официальном сайте Службы занятости населения Санкт-Петербурга.

Указанная информация может предоставляться работодателями лично, почтой, а также в электронном виде через информационно-интерактивный ресурс www.r21.spb.ru посредством простой электронной подписи. Для этого необходимо получить в службе занятости населения Санкт-Петербурга код доступа в личный кабинет работодателя.

Ответственность за неисполнение норм законодательства

В случае невыполнения установленной обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов работодатель несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно:

  • неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей (ч. 1 ст.5.42 КоАП РФ);
  • непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей (статья 19.7 КоАП РФ).

Контроль за выполнением квоты

В рамках переданных полномочий (ст. 7.1-1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации») Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга осуществляет функцию контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

  • Проверки организаций проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», на основании ежегодного плана проверок, согласованного с прокуратурой Санкт-Петербурга.
  • По итогам проверки составляется акт, при выявлении нарушений выносится предписание и составляется протокол об административном правонарушении. Информация о результатах проверок работодателей предоставляется в прокуратуру Санкт-Петербурга.
  • По данным Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр занятости населения Санкт-Петербурга, ежемесячно агентства занятости районов Санкт-Петербурга направляют в районные прокуратуры Санкт-Петербурга, для принятия мер прокурорского реагирования список организаций, не предоставляющих обязательную ежемесячную информацию о наличии вакантных рабочих мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Информация о квотировании рабочих мест в Санкт-Петербурге на 1 июля 2019 года

В Санкт-Петербурге 2 699 работодателей, имеющих численность сотрудников более 100 человек, подлежат исполнению законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

По информации о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, поступившей за май 2019 года, организациями города заквотировано 22 420 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, при этом 15 273 рабочих мест занято инвалидами.

С начала 2019 года на предприятия (организации) Санкт-Петербурга трудоустроено в счет установленной квоты 1 083 человека.

Работодатели представили информацию о 7 147 вакантных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, в счет установленной квоты.

В соответствии с новыми возможностями исполнения квоты — заключение соглашений об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места в другой организации, по данным на 04.07.2019 заключено 17 соглашений (договоров) на 121 р.м. (работает 122 инвалида).

Примеры:

ООО «Шоу Компани» заключили соглашение на 7 рабочих мест с ООО «Русский Стандарт Водка.

ЧУ «Центр социально-трудовой адаптации инвалидов «Мастер ОК» и JT Iinternational Санкт-Петербург» соглашение на 15 рабочих мест; ООО «ПетроЭнергоКонтроль» соглашение на создание 8 рабочих мест.

МРОО «АВИП» заключили соглашение на 13 рабочих мест с АО «Росжелдорпроект».

ООО «Творческая мастерская «Русская береста» заключило соглашение на организацию 23 рабочих мест с «ЭР Телеком Холдинг».

ООО «Сочувствие» заключили соглашение на 7 рабочих мест с ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус».

Приказ Минтруда России №515 от 04.08.2014 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушений функций и ограничений их жизнедеятельности»

Установление квоты для приема на работу инвалидов

Квотирование при приеме на открытые вакансии регулируется и на уровне регионов. В столице такое трудоустройство регламентировано Законом № 90 г. Москвы от 22.12.2004 г.

Квоты устанавливаются для организаций, штат которых больше 35 человек. В них процент квотных мест должен составлять три процента от общего количества сотрудников.

Для компаний со штатом больше ста человек установлена квота в размере четырех процентов. Данные квоты распространяются на соискателей с ограниченными возможностями, чья квалификация соответствует условиям открытой вакансии.

Пример 1

В IT-компанию, в которой есть свободные квотные места, устраивается программист-инвалид. Он полностью соответствует желаемой должности – у него есть документ о высшем образовании и опыт аналогичной работы.

Такого специалиста обязаны принять на работу, так как законных причин для отказа нет. Если работодатель все же откажет такому программисту, его ожидают штрафные санкции.

Пример 2

В туже самую организацию хочет устроиться соискатель с ограниченными возможностями. Он имеет опыт работы в этой сфере, но диплом о высшем образовании отсутствует. Такому соискателю вправе отказать, так как у него нет документов, подтверждающих специализацию в IT-сфере.

Есть организации, на которые не распространяется закон о квотных местах. К ним относятся:

  • Общественные организации, созданные инвалидами;
  • Предприятия, специально созданные для труда лиц с ограниченными возможностями.

Специальные рабочие места для инвалидов

Если в резерве фирмы есть место для инвалида, оно должно быть оборудовано в соответствии с его ИПР. Такой сотрудник на своем рабочем месте не должен испытывать неудобств, связанных с его физическими ограничениями.

В соответствии с обязательствами по квотам таких мест в компании не может быть менее 2 процентов. На оборудование одной рабочей зоны требуется порядка ста тысяч рублей. Но эти затраты полностью компенсирует государство.

При оборудовании рабочей зоны для инвалида учитывают его физические особенности и трудности, которые он может испытывать в процессе своего труда.

Пример 1

На работу в качестве программиста приняли слепого человека. В данном случае ему потребуется специальная клавиатура и голосовая компьютерная программа для озвучивания заданий и текстов в ПК.

Пример 2

Для работы за компьютером приняли человека с ограничениями опорно-двигательной системы. Для нормального исполнения им своих обязанностей потребуется специальная мышь и клавиатура, которые рассчитаны на работу людей с ограничениями по моторике.

Обязанности работодателя по обеспечению занятости инвалидов

Такие обязанности возникают с момента обращения соискателя-инвалида по квоте. Заключаются они в следующем:

  1. Соискателю не может быть отказано без законной причины;
  2. При приеме на работу составляется особый трудовой договор;
  3. Работнику должны предоставить сокращенный рабочий день или неделю;
  4. Место, где он трудится, должно быть специально оборудовано, в соответствии с его ИПР;
  5. Ему не могут предложить сверхурочную, опасную или вредную для здоровья работу;
  6. Его оплачиваемый отпуск должен составлять не менее 30 дней;
  7. Помимо этого, он имеет право на шестидесятидневный неоплачиваемый отпуск;
  8. Такому сотруднику может быть предоставлен оплачиваемый больничный продолжительностью в тридцать дней.

Если соискатель по всем параметрам соответствует желаемой вакансии, ему не может быть отказано в приеме на работу. В противном случае предприятию грозит штраф до пятидесяти тысяч рублей, а должностное лицо, отказавшее в приеме, может быть оштрафовано на сумму до пяти тысяч.

При приеме с соискателем подписывается особый тип договора. В нем оговариваются все особенности, связанные с трудом сотрудника с ограниченными возможностями:

  • Продолжительность рабочего дня или недели;
  • Продолжительность отпуска;
  • Оборудование рабочей зоны;
  • Ограничения по ИПР.

Образец трудового соглашения

Порядок трудоустройства инвалидов по квоте

Трудоустройство на квотную вакансию имеет ряд особенностей. Найти такую вакансию в интернете или СМИ довольно трудно, хотя и возможно.

Как найти вакансии по квоте для инвалидов, как узнать квоту

При поиске лучше ориентироваться на учреждения, которые занимаются именно таким типом вакансий. В основном это службы занятости и ярмарки вакансий для инвалидов.

При обращении в службу занятости инвалиду обязаны предоставить на выбор именно квотные вакансии, а также сообщить, какое количество таких вакансий есть в компании. Ту же самую информацию можно получить и на ярмарках.

Какие документы нужны, правила и порядок трудоустройства

При оформлении в службе занятости нужно представить:

  • Удостоверение личности;
  • СНИЛС, ИНН;
  • Документы об образовании;
  • Трудовую;
  • Бумагу из МСЭ;
  • ИПР.

После оформления в службе занятости соискателю присваивают статус безработного. Далее ему еженедельно предоставляют несколько соответствующих вакансий. Задачей соискателя является прохождение собеседований по предоставленным ему адресам.

Работодатель не имеет право отказать такому кандидату без законного основания. При отказе он обязан письменно изложить причину, поставить свою подпись и печать организации в направлении на собеседование – официальной бумаге, которую кандидат получает в службе занятости.

Помимо этого, работодатели, в компаниях которых есть квоты, обязаны ежемесячно информировать службу занятости в случае появления новых мест.

Таким образом, шаги по поиску работы через такие службы можно свести в следующую инструкцию:

  1. Обратиться в данное учреждение, представив пакет необходимых документов;
  2. Пройти собеседования по выданным вакансиям;
  3. В случае приема на работу сообщить об этом службе занятости;
  4. В случае отказа в приеме или несоответствия ожиданиям посетить службу еще раз, получить новые адреса и пройти предложенные собеседования.

Для самостоятельного поиска работы потребуется такой же пакет документов, что и при обращении в службу. Только вакансии здесь нужно будет искать самостоятельно, через ярмарки, интернет или СМИ.

Поиск работы через службы более эффективен, так как возможность отказа в приеме в этом случае снижается. Ведь официальное обращение в организацию через службу накладывает на работодателя обязанность дать письменный официальный отказ. А такое действие впоследствии может привести к штрафным санкциям, если отказ не имел достаточных оснований.

Ответственность работодателя

Самое типичное нарушение при приеме – это отказ без достаточных оснований. На самом деле бывает трудно доказать, по каким именно причинам кандидат соответствует или не соответствует определенной должности.

За нарушения при приеме установлены штрафные санкции:

  • Для организаций это сумма в размере до пятидесяти тысяч рублей;
  • С чиновника, который неправомерно отказал в приеме, может быть взыскано до пяти тысяч.

Если кандидат обращается в компанию через службу занятости, его права вряд ли будут нарушены. При самостоятельном обращении шансы снижаются. Ведь компании не предстоит отчитываться перед службой за свои действия.

В случае нарушения своих прав кандидат или работник может отстаивать свои интересы в судебном порядке. При этом судья часто встает на сторону истца с ограниченными возможностями и восстанавливает его права. Возможна даже компенсация за моральный ущерб.

Несмотря на высокий процент безработных при желании и сильной мотивации можно найти хорошую и интересную работу. Для кандидатов с ограниченными возможностями более эффективным является поиск работы через службу занятости. Это может значительно сократить сроки поиска желаемой должности.

Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в РФ

Законодательная база

Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.

Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Скачать для просмотра и печати:

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 О занятости населени в РФ

Полномочия регионов

Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

  • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
  • увеличены.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ

Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

  • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
  • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

  • Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
  • Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.

Скачать для просмотра и печати:

Закон Камчатского края от 11 июня 2009 г. N 284 О квотировании в Камчатском крае рабочих мест для отдельных категорий граждан

Закон Ставропольского края от 11 марта 2004 г. N 14-кз О квотировании рабочих мест для инвалидов

Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов

Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.

Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Изучение законодательных норм

Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

Должность Количество (чел.)
Директор 1
Главный бухгалтер 1
Бухгалтер 3
Менеджер 3
Рабочий 30
Всего 38

Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 О квотировании рабочих мест

Расчет квоты

Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстатапо вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

Скачать для просмотра и печати:

Приказ Федеральной службы государственной статистики от 1 сентября 2017 г. N 566

Формула для определения числа льготных мест такова:

  • штатная численность х норма, определенная в актах.

Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.

По состоянию на 2019 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

  • 121 чел. х 0,04 = 4,84

Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

Подготовка локальных актов

На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

  1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
    • размеры квот и категории граждан;
    • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
    • ответственное должностное лицо.
  2. Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
    • о должности, предоставляемой инвалиду;
    • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
    • об ответственном за исполнение.

Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:

Положение о квотировании трудовых мест

Образец приказа о выделении рабочих мест для инвалидов

Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.

Регистрация в органах занятости

Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:

  1. Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
  4. Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.

Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер. Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).

Взаимодействие с Центром занятости

В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:

  • о количестве вакансий;
  • о числе мест, выделенных льготникам;
  • о принятых работника, в том числе инвалидах;
  • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
  • о выполнении квотного законодательства.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 25. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения Закон РФ 19.04.1991 г. N 1032-1

Приложение № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17

Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.

Ответственность за неисполнение законодательных требований

Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

  • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
  • на организации — от 20 до 70 тыс. руб.

Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юрлица — от 100 до 150 тыс. руб.

А статья 5.42 КоАП регулирует наказание за отказ в трудоустройстве человека с инвалидностью в размере от 5 до 10 тыс. руб. Налагается санкция на виновное должностное лицо.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 13.19. Непредоставление первичных статистических данных Кодекс РФ об административных правонарушениях

Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости Кодекс РФ об административных правонарушениях

Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.

Особенности квотирования рабочих мест для инвалидов в 2019 году

Государство регулирует способы обеспечения инвалидов подходящими рабочими местами. Однако, несмотря на наличие свободных должностей, не все работодатели готовы принять человека с ограниченными возможностями.

Такому сотруднику полагаются дополнительные льготы, которые отпугивают работодателей. Чтобы оформление инвалида не вызывало проблем, было разработано квотирование.

Квотированием рабочих мест называется процесс, связанный с созданием должностей для определенной группы лиц. Квота для инвалидов – обязательство работодателей разработать специальные места и трудоустроить инвалидов. Число особенных мест рассчитывается на основе среднесписочного количества работников в компании.

Федеральным законом №181 установлены квоты для инвалидов:

Если в организации работает от 35 до 100 человек то до 3%
Если в компании трудоустроено от 100 человек то от 2% до 4%

Если работодатель отказывается следовать законодательству, ему вменят административный штраф. Вопросы возникают из-за отсутствия в законах четкого определения выделению рабочего места.

Если просмотреть Федеральное законодательство, то работодатель должен оформить в кадровых документах место для сотрудника с указанием в штатном расписании. То есть начальник физически обязан сформировать место для инвалида.

Административная ответственность предприятия не означает, что работодатели должны самостоятельно искать инвалидов и заполнять квоту. Лицами с ограниченными возможностями занимается Центр занятости, перед которым отчитываются организации.

Особенности квотирования для инвалидов

Законодательством установлены особенности, которым обязаны следовать предприятия при определении мест для инвалидов.

Например, создавать квоты обязаны только некоторые организации:

  • если численность превышает 100 человек (граждане трудоустроены официально). Если в компании работает от 35 до 100 человек, то квота будет минимальной. Небольшие фирмы не должны создавать отдельные места;
  • если организация действует в одной из форма собственности, создавать места не требуется. Например, государственные предприятия принимают инвалидов наравне с остальными претендентами;
  • если деятельность фирмы направлена на поддержку инвалидов, отдельной квоты не существует;
  • не требуется создавать места предприятиям, в которых работники действуют в сложных или опасных условиях.

Местному правительству дано право устанавливать размер квоты в регионе. Показатели значительно разнятся от субъекта к субъекту. Если инвалид хочет поступить в МВД или соответствующие структуры, они подают заявку на общих основаниях.

Документы

Несмотря на стандартную процедуру оформления на работу, трудовые отношения с инвалидами несколько отличаются от общепринятых.

Например, трудовой договор, подписанный с инвалидом 3 группы, обязательно должен содержать следующие условия:

  • сотрудник не должен быть задействован в опасных или вредных условиях, или в работе, которую по состоянию здоровья невозможно выполнить;
  • инвалид не должен ездить в командировки;
  • люди с ограниченными возможностями работают меньше остальных. Оплата труда и расчет происходят с учетом сокращенных часов;
  • в праздники и выходные вызывать на работу инвалидов запрещено;
  • указывается количество больничных дней в году, которые оплачивает работодатель;
  • стандартный отпуск составляет 30 дней, также полагаются дополнительные дни отдыха.

Если предприятие подпадает под закон о квотах, требуется подготовить следующие документы:

  • положение о квотировании, в котором обязательно прописываются:
    • размер квот и для каких групп подходит;
    • процесс осуществления мероприятий по принятию инвалидов;
    • сотрудник, на которые возложены обязанности.
  • приказ об оформлении рабочего места, в котором вписываются:
    • должность, на которую поступает инвалид;
    • процесс изменения условий для осуществления обязанностей на предприятии;
    • гражданин, ответственный за исполнение.

Ответственность работодателя за нарушения

Если работодатель отказывает инвалидам в трудоустройстве без законных оснований или не создает места для граждан с ограниченными возможностями, ему впишут административный штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Однако оплатой штрафа предприниматель не отделается: в законодательстве прописана дополнительная ответственность за непредставление мест инвалидам, которая регулируется региональными властями. Второй штраф составляет от нескольких тысяч до 20 тысяч рублей.

Статьей 5.42 КоАП установлено, что к административной ответственности привлекаются лица, которые отказали принимать инвалида на работу.

То есть кадровик также привлекается к ответственности за неисполнение обязанностей. Однако отдельной статьи за то, что предприниматель не сдает вовремя отчеты, не установлено.

Работодатель обязан вовремя предоставлять места в размерах квоты. Он не имеет права отказывать инвалидам в работе по причинам, не связанным с их квалификацией, знаниями или умениями. Обязанность считается выполненной, когда претендентов нет или на предприятии работает достаточно инвалидов.

На данном этапе развития страны граждане с ограниченными возможностями могут найти хорошо оплачиваемое место работы, подстроенное под их уникальные нужды.

Большинство предприятий обязаны предоставлять небольшое количество место инвалидам, оценивая их по квалификации и умениям. Некоторые организации предлагают удаленную работу, связанную с обработкой и получением информации через Интернет.

Пример расчета квоты

Среднесписочная численность работников компании (г. Москва) составляет 325 человек. Размер квоты для инвалидов: 325 х 0,02 = 6,5 Это значит, что квота для компании — 6 человек.

Выполнением квоты является трудоустройство инвалида, который имеет рекомендации к труду. Подтверждение – заключение договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

Пошаговая инструкция как организовать работу с квотированием

Локальный нормативный акт о квотировании (образец)

1. Общие положения

1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, ___________________________

(закон субъекта РФ)

1.2 Квотирование рабочих мест в ________________________________________ проводится в целях

(наименование организации)

усиления социальной защищенности и оказания содействия трудовой занятости инвалидов.

1.3 Квота для приема на работу инвалидов для _____________________________ составляет 2%

(наименование организации)

от среднесписочной численности работников школы.

1.4 Квота – минимальное количество рабочих мест для инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников школы), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.

1.5 К инвалидам, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории __________ области, признанные в установленном порядке инвалидами, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида рекомендации к труду.

1.6 В среднесписочную численность работников _______________________ включаются состоящие в

(наименование организации)

штате работники, за исключением внешних совместителей и лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги по гражданско-правовым договорам.

1.7 Работодатель создает необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

1.8 Количество и перечень рабочих мест для трудоустройства инвалидов, выделенные в счет квоты, утверждаются приказом по школе по мере их создания.

2. Условия и порядок квотирования рабочих мест

2.1 Ответственными за надлежащее исполнение настоящего Положения являются должностные лица:

2.1.1 Ответственным за обеспечение надлежащих условий труда на рабочих местах, созданных для инвалидов, является ответственный за охрану труда.

2.1.2 Ответственным за работу с центром занятости является секретарь руководителя.

2.2 Секретарю руководителя:

1. в течение месяца, а затем ежемесячно, направлять в центр занятости информацию о зарезервированных вакантных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в счет квоты.

2. осуществлять учет трудоустраивающихся в пределах установленной квоты инвалидов.

3. ежемесячно, не позднее 10 числа каждого месяца, предоставляют информацию в центр занятости населения по выполнению установленной квоты:

  • наличия вакантных рабочих мест (должностей);
  • созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
  • информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
  • выполнение квоты для приема на работу инвалидов.

4. направлять в центр занятости населения информацию, о приеме на работу инвалидов на квотируемые рабочие места в трехдневный срок, после заключения трудового договора с инвалидом.

2.3 Бухгалтер (расчетчик) школы ежемесячно, не позднее 10 числа каждого месяца, готовит расчет квоты по трудоустройству инвалидов на основании данных о среднесписочной численности работников школы за предшествующий месяц и при необходимости представляет директору школы предложения по корректировке числа созданных (выделенных) для инвалидов рабочих мест.

3. Трудоустройство инвалидов в счет квоты

3.1 На рабочие места, созданные в счет установленной квоты, работодатель трудоустраивает инвалида независимо от категории заболевания и группы инвалидности при наличии у него индивидуальной программы реабилитации и рекомендаций к труду.

3.2 Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты работодатель осуществляет как по направлениям центров занятости населения (направление установленного образца с пометкой «в счет квоты»), так и самостоятельно.

3.3 Работодатель имеет право запрашивать и получать от центров занятости населения и других организаций информацию, необходимую при осуществлении мероприятий по квотированию рабочих мест для приема на работу инвалидов. В целях реализации данного права ответственный специалист школы направляет соответствующие запросы в центры занятости населения г. _______ и иные организации.

3.4 Квота считается выполненной, если на все выделенные (зарезервированные) или созданные в счет установленной квоты рабочие места инвалиды трудоустроены в соответствии с трудовым законодательством либо сохранены рабочие места для работающих инвалидов.

3.5 За непредставление или несвоевременное представление информации, отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты должностные лица школы несут административную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Какая отчетность по квотированию рабочих мест

Работодатель обязан предоставлять органам службы занятости:

данные о созданных им рабочих местах для трудоустройства инвалидов согласно установленной квоте
информацию о локальных нормативных актах о квотировании
сведения о выполнении квоты

Бланки и сроки сдачи отчетности устанавливаются региональным законодательством о квотировании или принятым на его основе правовым актом исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в сфере труда и занятости.

Информация о наличии вакантных рабочих мест скачать

Сведения о выполнении установленной квоты предоставляются в центр занятости ежеквартально.

Сведения о выполнении установленной квоты (г. Москва) бланк скачать

Административная ответственность работодателя за несоблюдение установленных норм по квотированию установлена не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Нарушение

Основание

Размер штрафа

В отношении кого применяется

Неисполнение обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов согласно установленной квоте

ст. 5.42 КоАП РФ

5 000 – 10 000 руб.

Должностное лицо

Отказ от приема на работу инвалида в пределах установленной квоты

ст. 5.42 КоАП РФ

5 000 – 10 000 руб.

Должностное лицо

Непредставление (как полное, так и частичное; искажение данных) или несвоевременное представление необходимых сведений в службу занятости

ст. 19.7 КоАП РФ

300 – 500 руб.

Должностное лицо

3 000 – 5 000 руб.

Юридическое лицо

Согласно ст. 2.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях (утв. Законом г. Москвы от 21.11.2007 № 45) штраф за неисполнение обязанности по созданию квотируемых рабочих мест:

для должностных лиц – от 3 000 до 5 000 руб.
для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.Таблица предстоящих изменений для главбухаПозволит избежать ошибок во 2-ом полугодии 2019 годаВсе вступившие бухгалтерские изменения с 1 июля 2019 годаУдобно применять в работе

Понятие

Что значит квота для инвалидов на предприятии? Квота – это рабочие места, точнее их количество, высчитанное в процентном соотношении к среднесписочной численности сотрудников.

По закону организации обязаны выделить определенное количество мест специально для трудоустройства инвалидов.

Не имеет значение вид деятельности организации, его форма собственности, правовая форма. Коммерческая ли фирма либо государственное учреждение – перед квотированием все равны.
Пример

Среднесписочная численность ООО «Вырот» из г.Самара составляет 220 человек. В Самарской области величина квоты 3%.

220 чел. * 3% / 100 чел. = 6.6

Получается, что фирма должна подготовить для приема инвалидов 7 вакансий.

Организация не просто выделяет рабочее место. Для того, чтобы инвалид смог трудиться, зачастую приходится полностью его переоборудовать, видоизменить, оснастить с учетом нарушенных функций сотрудника.

Очень часто необходимо внести изменения в общий интерьер.

Например, если предполагается прием инвалида-колясочника, без пандуса не обойтись.

Может понадобиться переоборудование туалета, нанесение разметки на парковке и т.д.

Каким законом регулируется?

Нормативно-правовых актов, принятых в РФ для обеспечения права инвалидов на труд предостаточно:

  • закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. N 1032-1;
  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181 ФЗ.

Но в целом процесс регулируется региональными законами. В каждом субъекте РФ принят свой нормативный документ, где учтены все особенности региона и определен местный размер квоты.

Например, в Республике Башкортостан действует «Положение об установлении квоты для приема на работу инвалидов в РБ». Согласно которой организации, функционирующие на территории Башкирии, берут на себя ответственность за создание рабочих мест в размере 2% от среднесписочной численности, при условии, что количество сотрудников в них больше 35 человек.

При этом положение рассматривает не только организационные вопросы. В нем также определены правовые, экономические основы выделения вакантных мест.

Читайте, как заключается гражданско-правовой договор, в том числе с иностранным гражданином, как оформить уведомление об изменении условий, с кем заключается трудовой договор с ненормированным рабочем днём, в чем отличие контракта от трудового договора.

Особенности

Процесс квотирования происходит на основе договора заключенного между органами соц.защиты и работодателем. Заключать такой договор обязаны все организации, численность в которых больше 100.

Наниматель должен учитывать, что при установлении квоты берется значение не из штатного расписания, а по показателю среднесписочной численности. То есть учитываются только реально работающие люди, а не предполагаемые должности.

После подписания договора он издает у себя приказ, указывая в нем количество зарезервированных мест для инвалидов и перечисляя конкретные должности, специальности. Квота устанавливается раз в год. При изменении численности сотрудников, его значение пересматривают.

Особенность квотирования в том, что конкретное рабочее место подготовлено специально для инвалида, и ее нельзя предлагать никому другому.
Пример

В организации несколько сотрудников попадают на увольнение по сокращению. По закону им обязаны предложить все имеющиеся свободные места равноценные или ниже их квалификации. Только вакантных мест для перевода, кроме как должностей, созданных для инвалидов по квоте, нет. Но его организация не может предложить увольняемым, если только тот не является инвалидом.

Реальность в нашей стране такова, что бремя квотирования в основном несут на себе крупные организации. Средний, чаще малый бизнес освобожден от него. Так как считается, что установление квот сильно увеличит финансовую нагрузку на них и может даже привести к банкротству.

Но такой подход ущемляет права инвалидов. В ряде регионов нашли своеобразный выход из положения. Организациям, которые не в состоянии самостоятельно оборудовать вакантную должность, но при этом обязаны выполнять норму квотирования, предложили арендовать рабочие места у крупного бизнеса.

Соблюден как экономический интерес нанимателя, так и трудовое право инвалида.

Выявлены случаи, когда несколько организаций объединяются в целях создания специализированных мест для инвалидов.

Выделяется один цех либо участок, где будут трудиться инвалиды сразу нескольких учреждений.

Финансирование пропорционально, соответственно денежные вложения для организации не так обременительны.

Ответственность за предоставление информации

Предоставление рабочих мест инвалидам – это обязанность организаций. Руководителя можно подвергнуть административному наказанию, если с его стороны выявлено уклонение от выполнения норм:

  1. В случае непредоставления информации, при несвоевременной подаче сведений штраф до 5 тыс.
  2. Несоблюдение установленной квоты – до 10 тыс.
  3. Неправомерный отказ инвалиду, желающему устроиться на работу в рамках квоты – до 10 тыс.

То, что инвалиды испытывают особые трудности в процессе поиска работы ясно всем. Государство стремиться помочь преодолеть препятствие, устанавливая квоты, обязывая организации трудоустраивать лиц с ограниченными возможностями.

Только квота всех проблем не решает, даже если учреждения добросовестно выполняют требования служб занятости. Дело в том, что организация обязана создавать рабочее место, а не заниматься поиском сотрудников на вакантные должности.

Получается, что место есть, но фактически на нем никто не трудиться. Искать работников-инвалидов должен центр занятости, в задачу работодателя это не входит.

Rate this post

Наличие инвалидности не мешает осуществлять нормальную трудовую деятельности. Ограничений законодательством в отношении этой категории работников не установлено, однако предусмотрены некоторые особенности.

При трудоустройстве граждан с группой инвалидности работодатели-организации получают социальные льготы. Как правильно оформить прием инвалида на работу в 2019, какие документы для этого понадобятся, вы узнаете из этой статьи.

Порядок оформления

Не всегда трудоустройство инвалидов установлено с ограничениями и дополнительными льготами. При приеме на работу и заключении трудового договора устанавливаются единые правила.

Так, запрещено требовать иные документы, кроме обозначенных трудовым законодательством для всех категорий сотрудников, в их числе:

  • трудовая книжка;
  • копия паспорта;
  • подтверждение квалификации и профессиональных навыков – диплом или свидетельство об аккредитации.

Ограничения не могут устанавливаться даже при наличии явных физических недостатков работника. Предоставить заключение о медицинском состоянии сотрудник вправе самостоятельно по своей инициативе в любое время работы или при заключении трудового договора.

Следует обратить внимание на то, что льготы в связи с инвалидностью полагаются только при предоставлении подтверждения состояния здоровья. При этом начисления происходят с момента не раньше, как работодателю стало известно о специальном статусе сотрудника. После этого заключается дополнительное соглашение к трудовому договору на основании положений из индивидуальной программы реабилитации.

Оформление на работу инвалидов осуществляется при соблюдении норм квотирования. Требования прописываются в региональном законодательстве. Для компаний с численностью штата от 100 человек устанавливается обязанность по принятию на работу от 2 до 4% сотрудников с заключением о присвоенной группе инвалидности по состоянию здоровья.

При наличии вакансии организация обязана принять на работу инвалида при обращении и с соответствующим заявлением.

При подаче заявления работник обязан проверить, соответствуют ли должностные обязанности его квалификации и возможно ли их осуществление по состоянию здоровью. В ином случае при предоставлении предприятию-работодателю программы реабилитации проверку указанных фактов осуществляет кадровый отдел или руководство.

При оформлении на работу сотрудника с 2 или 3 группой инвалидности в трудовом договоре прописывается срок, на который выдано медицинское заключение. Он составляет не менее 1 года.

Согласно программе реабилитации устанавливаются условия труда, режим работы и отдыха согласно ст.57 ТК РФ. За работником закрепляется право на ежегодный оплачиваемый отпуск в 60 дней и без компенсации в размере 60 дней.

Трудовым законодательством запрещено принуждать к труду инвалидов в ночное время и сверхурочно. Осуществление такой деятельности возможно при письменном согласии сотрудника или при отсутствии в медицинском заключении таких ограничений. В ином случае работник предупреждается о должностных обязанностях под подпись согласно ст.96, 99 и 113 Трудового кодекса.

Различия в приеме на работу для лиц с I, II, III группой инвалидности

Условия заключения договора по нормам рабочего времени зависят от группы инвалидности:

  • При 1 и 2 группах ограничение по времени работы в неделю составляет 35 часов, длительность ежедневной занятости определяется региональными локальными актами. При этом занижать заработную плату для такой категории работников запрещено.
  • Для сотрудников с 3 группой норма занятости в неделю сохраняется стандартно 40 часов. Иные условия могут устанавливаться в правилах внутреннего трудового распорядка в организации, с которой заключен договор на основании законов субъектов России.

Инвалидность определяется факторами:

  • тяжесть заболевания;
  • состояние здоровья;
  • ограничение жизнедеятельности.

При установлении 3 степени при инвалидности 1 группы означает невозможность осуществления должностных функций в связи с полной потерей трудоспособности на основании указаний МСЭ. При присвоении 2 или 3 группы обязательства осуществляются при наложении определенных ограничений и соблюдении требований к условиям труда со стороны работодателя.

Пункты трудового договора

При заключении трудового соглашения с работником, имеющим инвалидность, соблюдаются требования, предусмотренные законодательством для всех категорий сотрудников с особенностями. В частности, прописываются пункты:

  • Предмет договора. Указывается занимаемая должность с описанием трудовых функций, подробно описываются условия труда. Перечисляется список документов, которые требуются для подтверждения статуса инвалида определенной группы.
  • График работы. Для сотрудников с 1 и 2 группой инвалидности устанавливаются ограничения по занятости в неделю в течение 35 часов. Для остальных сохраняется обычная норма в 40 часов. Если планируется привлечение к сверхурочной работе обязательно запрашивается письменное согласие работника либо прописывается порядок его получения, соответствующий нормам законодательства. Аналогично указываются требования к сверхурочной работе.
  • Размер оплаты труда. Несмотря на наличие физических недостатков снижение выплат не допускается.
  • Отпуск. Ежегодно за отработанное время предоставляется 30 дней отпуска. Дополнительно работник-инвалид может запрашивать 60 дней без содержания.
  • Рабочее место. Создается при необходимости оборудования специальных условий для выполнения сотрудником трудовых обязанностей.

Образец трудового договора с инвалидом можно скачать .

Образец соглашения обычно хранится в кадровом отделе учреждения, специализирующегося на приеме граждан такой категории. Договор составляется на типовом бланке, куда вносятся личные сведения и информация о трудовых функциях.

Возможность труда по совместительству

Особенности осуществления трудовых функций предписаны ФЗ №181 от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в РФ». Условия труда и максимальная нагрузка указываются в индивидуальном плане реабилитации инвалида и определяются в зависимости от группы инвалидности и характера физических недостатков. Продолжительность рабочей недели для этой категории устанавливает ст.94 ТК РФ. При предоставлении справки об инвалидности длительность рабочей недели может сокращаться до 35 часов.

Законодательство о труде не устанавливает запрет на совмещение профессий инвалидам. На его деятельность распространяются общие правила о работе по основному и дополнительному месту деятельности:

  • у одного (внутреннее) или несколько работодателей (внешнее совместительство) – ст.282 ТК РФ;
  • занятость не более 4 часов в день по совместительству – ст.284 ТК РФ;
  • осуществление деятельности на дополнительном месте работы может составлять не более 20 часов, если такая деятельность разрешена трудовым законодательством и индивидуальной программой;
  • оплата производится на основании данных о фактически отработанном времени.

В заключении трудового договора работодатель вправе отказать при несоответствии условий деятельности требованиям, указанным в программе реабилитации.

Работник стал инвалидом. Законное увольнение или перевод на другую должность?

На практике встречаются ситуации, когда сотрудник становится инвалидом в связи с осуществлением трудовых функций при причинении увечья на производстве или в период ведения деятельности по другим причинам. Подтверждение инвалидности осуществляется на основании заключения Бюро медицинских экспертиз. Основания для такого статуса прописаны в Порядке №95, установленного Правительством РФ от 20.02.2006.

Инвалидность присваивается на временной основе: в категории 1 – сроком на 2 года, 2 и 3 группы – 1 год.

При установлении 1 группы с работником могут расторгнуть трудовой договор, поскольку он признается полностью недееспособным. Для этого специально предусмотрен п.5 ч.1 ст.83 ТК РФ. Подлежит выплате при прекращении трудового договора компенсация в виде двухмесячного заработка. Увольнение происходит днем предоставления справки.

При установлении инвалидности групп 2 и 3 при желании, если условия труда соответствуют состоянию здоровья и не причиняют ущерб сотруднику, он может продлить трудовую деятельность. В случае нежелания выполнять трудовые обязанности он вправе подать заявление об увольнении по собственному желанию на основании ст.80 ТК РФ.

Скачать образец заявления на увольнение по собственному желанию можно .

Если в индивидуальной программе реабилитации указаны условия труда, которые не соответствуют тем, в которых осуществляет деятельность работник, то существует два варианта решения вопроса:

  • перевод на другую должность для выполнения работ, которые можно осуществлять по состоянию здоровья, такие требования прописаны в ст.244 ТК РФ;
  • оставить на прежнем месте занятости, обеспечив условия труда, прописанные в индивидуальной программе реабилитации.

Льготы работодателю

Прием на работу инвалидов осуществляется за счет выделенных квот. От 2 до 4% в зависимости от объемов предприятия при численности более 100 человек должны относиться к категории граждан с медицинскими заключениями. Механизм предоставления рабочих мест устанавливается на местном уровне или субъекта России.

Для компаний прием на работу инвалидов означает снижение налогооблагаемой базы по налогу на ЕСН, налогу на прибыль на основании пп.38 п.1 ст.264 НК РФ. Уменьшаются обязательные сборы и по взносам на страховую часть по травматизму.

Для принятия таких мер расходы на оплату труда менее защищенной части населения должны составлять не менее 25%, а процент занятых в организации граждан составлять более 50%.

Для получения преимуществ не включаются в штат инвалиды, работающие по договору подряда или по совместительству либо на основании гражданско-правового договора.

При найме инвалидов включить расходы на оплату труда таких работников предприятие может согласно п.23 ст.255 НК РФ на объем доплат, предусмотренных в связи со специальными условиями труда.

К примеру, повышение расходов на выполнение работ может осуществляться в отношении сотрудников, которые получили физические недостатки при устранении последствий аварии на чернобыльской АЭС.

Для уменьшения базы по ЕСН для налогообложения организация должна относится:

  • к общественным организациям, общая численность инвалидов в которых составляет более 80%;
  • компании с уставным капиталом, образованным за счет средств, полученных от общественных организаций инвалидов, с удельным весом их заработка в размере 25% и если их в штате не менее 50%;
  • организации, созданные для образовательных, лечебных, спортивных и иных социальных целей;
  • союзы для предоставления поддержки детям-инвалидам и родителям, когда имущество учреждения числится в собственности общественных союзов инвалидов.

Для указанных категорий организаций освобождение от выплаты ЕСН осуществляется при минимальном уровне заработной платы за год каждого сотрудника, не только инвалида, от 100 000 руб.

Принимаются во внимание выплаты, предоставляемые на работников 1, 2 и 3 группы инвалидности. По какому виду договора, авторскому, трудовому или гражданско-правовому относятся выплаты, не имеет значения.

Льготы не предоставляются фирмам, занимающимся продажей минерального сырья, добычей полезных ископаемых, реализацией товаров с акцизами, иных товаров, указанных в Постановлении Правительства №884 от 22.11.2000.

Отношения с работниками, имеющими инвалидность, регулируются специальными нормативными актами:

  • ст.92, 94, 96, 99, 113, 128 Трудового кодекса РФ;
  • ФЗ №181 от 24.11.1995;
  • ФЗ №181 от 21.07.2014 о внесении изменений в закон «Социальная защита инвалидов в РФ»;
  • ФЗ №122-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • Постановление Правительства РФ №95 от 20.02.2006;
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ №379н от 04.08.2008;
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ №1031н от 24.11.2010;
  • Приказ Министерства труда и соцзащиты №664н от 29.09.2014.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *